Эльмар Владимирович Соколов

- программы -

статьи книги фотоальбом школа


Министерство культуры Российской Федерации
Санкт-Петербурский государственный университет культуры и искусств
Кафедра теории и истории культуры 
Культурология 
Программа курса для специальности 020600-
культурология 
Санкт-Петербург 200

Программа утверждена на заседание кафедры теории и истории культуры                  
2000 года.
Программа выполнена при поддержке Института “Открытое общество” по 
реализации Мегапроекта “Развитие образования в России” в соответствии с планом на 
2000 год сотрудничества кафедры культурологии и этики НовГу имени Я. Мудрого и 
кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета культуры и 
искусств.

Составитель:
Э.В. Соколов, доктор филос. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.


Рецензенты:
С.Н. Иконникова, доктор филос. наук, профессор.
В.П. Большаков, доктор филос. наук, профессор.



Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2000.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Тематический план.
Программа курса.
Темы семинаров и вопросы для обсуждения.
Примерный список тем лекций, рефератов, дипломных работ и кандидатских 
диссертаций.
Коллективные проекты на семинарских занятиях.
Библиография.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс лекций и семинарских занятий по культурологии является методологической 
основой культурологического образования, представляет культурологию как научно 
образовательную дисциплину, тесно связанную с другими общественными науками, 
раскрывает содержание ее основных разделов.
Цели и задачи курса:

  • Дать общее представление о культурологии, ее проблемах, предмете, задачах, способах организации знания, практической и научной значимости.
  • Показать место культурологии в системе наук и в современной гуманистической культуре.
  • Представить культурологию как теоретико-методологическую основу современного гуманитарного образования, позволяющую людям разных профессий, национальностей и вероисповеданий понимать друг друга.
  • Ориентировать будущих специалистов-гуманитариев на самостоятельную разработку проблем культуры, указать перспективные цели, пути совершенствования этой молодой науки.
  • Систематизировать добытые разными науками, а также содержащиеся в обыденном сознании, морали, религии, художественной литературе знания о культуре.
  • Выявить и обосновать структуру культурологии, разграничив в ней философский, научно-теоретический, прикладной, социологический, историко-феноменологический и персонологический разделы.
  • Определить и конкретизировать понятие культуры применительно к предмету изучения, рассмотрев его в системе основных философских и общенаучных понятий.
  • Выявить основные концептуальные элементы теории культуры, представив культуру как сложную, динамическую, саморазвивающуюся систему.
  • Показать границы и возможности различных парадигмальных теоретико- методологических подходов при исследовании культуры. В ПРОГРАММЕ ПРЕДЛАГАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:
  • Лекции.
  • Семинары и дискуссии.
  • Написание и обсуждение рефератов.
  • Индивидуальные беседы.
  • Обсуждение в группах основных терминов культурологии.
  • Работа над групповыми проектами и исследованиями. Курс “Культурология” разработан в соответствии с требованиями государственного стандарта по специальности 020600. Объем курса составляет часов, из них аудиторных и часов, отводимых для самостоятельной работы. В график учебного плана включаются часов лекций и часов семинарских занятий. Курс читается в течение 2-х семестров, имеет зачет и экзамен. Программа апробировалась в течение ряда лет при чтение курсов по культурологии, социологии, истории социологии, спецкурсов. Некоторые идеи и темы данной программы изложены в работах составителя: Э.В. Соколов. Культура и личность. Лг, Наука, 1972. Э.В. Соколов. Свободное время и культура досуга. Лениздат, 1977. Э.В. Соколов. Понятие, сущность и основные функции культуры. Лг, ЛГИК, 1989. Учебное пособие. Э.В. Соколов. Культурология. Программа: обновление гуманитарного образования в России. Пособие для старшеклассников. М., Интерпракс, 1994. Э.В. Соколов. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. Учебное пособие. СПб, “Лань”, 1999. а также в ряде статей. Подготовительными для данной Программы послужили программы автора: Теория и история культуры. Тем. планы, программы, рекомендации. (В соавторстве). М., 1990. Минкультуры РСФСР. Культурология. Тем. планы, программа, метод. рекомендации. СПб, 1997. Минкультуры РФ. СПб Гос. Академия Культуры. Культурология. В сборнике: “Авторские учебные программы по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам: философия, логика, социология, культурология”. М., Логос, 1998. Опубликовано при поддержке института “Открытое общество”. Представленный вариант является принципиально новым по сравнению с предыдущими и отражает современное состояние науки и нужды образования. Варианты курса “Культурология” должны быть, по мнению автора, связаны с региональной, национальной и профессиональной ориентацией учебного заведения. Э.В. Соколов. Доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры СПб гос. университета культуры и искусства. II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА. РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. 1. Предмет и задачи философии культуры. 2. Природа и культура. 3. Человечество и культура. 4. Общество и культура. 5. Дух и культура. РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ. 1. Культура и теория культуры. 2. Теория культуры как научная дисциплина. 3. Системный подход и структурно-функциональная парадигма в теории культуры. 4. Функция освоения и преобразования мира. 5. Сигнификативная функция. 6. Ценностно-ориентационная функция. 7. Нормативная функция. 8. Коммуникативная функция. 9. Функция накопления, хранения и передачи информации. 10. Функция психо-эмоциональной разрядки. 11. Функция социализации. 12. Адаптивно-защитная функция. РАЗДЕЛ III. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. 1. Предмет и задачи социологии культуры. 2. Культура социальных групп. 3. Народная и элитарная, массовая и профессиональная культура. 4. Публичная и приватная культура. Культурные события и повседневность. 5. Культура семьи и гендерных отношений. 6. Культура детства и воспитания. 7. Культура молодежи и процесс взросления. 8. Культура общения и анализ коммуникации. 9. Просвещение и образование. 10. Культура досуга и анализ свободной жизнедеятельности. 11. Социология науки и знания. 12. Социология морали и нравственности. 13. Социология искусства и художественной культуры. 14. Социология политики и анализ власти. 15. Этносоциология и национальные отношения. 16. Социология религии. 17. Мировое сообщество: культура и глобальные процессы. РАЗДЕЛ IV. ПЕРСОНОЛОГИЯ. 1. Предмет, методы и задачи персонологии. 2.Понятие и основные теории личности. 3. Структура личности. 4. Развитие и судьба личности. 5. Культурно-исторические типы личности и судьбы поколений. РАЗДЕЛ IV. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ. III. ПРОГРАММА КУРСА ВВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА. Причины формирования культурологии: быстрое возрастание “объема” культуры, междисциплинарный синтез знаний; рост культурных контактов; “отрыв” культуры от народной почвы, ее “глобализация”, опасности неуправляемого развития культуры; потребность в целостной естественнонаучной и, вместе с тем, гуманитарной картине мира, могущей служить основой образования и межпрофессионального общения; необходимость в культурологической экспертизе управленческих решений. Понятие и феномен культуры. Предмет, цели и задачи культурологии. Пути, цели и результаты исследования культуры в естественных, гуманитарных науках, философии в разных странах мира. Культурология в России: итоги и перспективы. Специфика донаучных, научных и вненаучных знаний о культуре. Соотношение фактов и теории, логики и воображения, образного мышления, интуиции, оценки, монолога и диалога в культурологии. Теория культуры и прикладная культурология. Генетическое, историческое, эволюционное, структурно-функциональное и прогностическое исследование культуры. Значение культурологии в условиях расширения контактов между народами, ускорения общественных процессов, информатизации общества, распространения “высоких” технологий. Связь культурологии с историей, этнографией, социологией, психологией. Системный подход, кибернетика, синергетика как методы культурологии. Зарождение и развитие культурологии в утопиях, идеологиях, литературно- художественной критике, политической публицистики и богословии. Научный статус культурологии. РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. 1. Предмет и задачи философии культуры. Философия как любовь к мудрости, наука и свободное размышление о мире. Эволюция философского понимания культуры от древности до наших дней. Превращение “чистой философии” в философию культуры под влиянием романтизма и мыслительной рефлексии, неокантианства, социологии знания, модернистской и постмодернистской идеологии. Задачи философии культуры: осмысление причин возникновения культуры, ее места в природе, обществе, космическом универсуме и духовном мире. Онтология, гносеология, аксиология и праксеология как разделы философии культуры. Философское понятие культуры и его связь с понятиями природы, общества, человеческой деятельности, разума, сознания, бессознательного. Проблемы философии языка, мифа, религии, жизни. Антиномии Логоса и Пафоса, чувственного и рационального, дионисийского и апполонического, интуитивного и дискурсивного как “питательная почва” философии культуры. “Трагедия культуры” (Зиммель). Культура как символическая вселенная (Кассирер). Феноменология, символика и сущностное познание культуры. Традиционные проблемы: разум и действительность, идеал и реальность, прогресс и регресс, история и природа. Новейшие проблемы: рациональность, релятивизм и фундаментализм, культура и жизнь, ирония и уверенность, порядок и хаос, реальное и виртуальное в культурном пространстве. 2. Природа и культура. Понятие природы и его эволюция. Природа как мир, все сущее и как глубинная суть, принцип понимания объекта. Человек и природа в истории: зависимость, борьба, адаптация и забота во взаимоотношениях человека и природы. “Природа человека” и природная среда обитания. Различные аспекты отношений человека и природы. Воздействие природы на организм и здоровье человека, демографические, социальные, метальные, коммуникативные и духовно-культурные процессы. Природа как объект познания, критерий нормы, эстетический объект, источник ресурсов. Хозяйственно-практическое отношение к природе. Культуры собирателей, рыболовов, скотоводов, земледельцев. Кочевое и оседлое ведение хозяйства, его влияние на культуру, промышленно-техническое освоение природы. Биосфера и мировое хозяйство человечества. Экология и ее проблемы. НТР, мировая экономика и экологический кризис. Охрана природы. “Чистые” и “грязные” технологии. Заповедники, национальные парки. Работы “Римского клуба” по экологии. “Пределы роста”, “устойчивое развитие”, “альтернативная цивилизация”, проблемы депопуляции и глобального гомеостаза. Медико-гигиенический аспект. Культурология и валеология. География здоровья и болезней. Историко-культурные изменения здоровья населения. Роль культуры в утверждении здорового образа жизни. Научно-философский аспект. Пространство, время, энергия, информация, энтропия, детерминизм, случайность и телеология в природе. Земная природа и космос. Жизнь, разум, дух как планетарно-космические явления. Идея “ноосферы” Т. де Шарденна и Вернадского. Русская философия космизма. Этический аспект. Ответственность человека перед природой. Идеи “благоговения перед жизнью” и “коэволюции” (Швейцер, Моисеев). Эстетический аспект. Красота природы. Ландшафтное конструирование. Садово- парковое искусство. Образы природы в искусстве. 3. Человечество и культура. Проблема человека в науке и философии. Человек как субъект культурно- творческой деятельности и объект культурных влияний. Человек в Космосе. “Антропный принцип”. Элементы “Хомо Деус”, “Хомо сапиенс”, “Хомо фабер”, “Хомо политикус”, “Хомо люденс”, “Хомо фестивус”, “Хомо протеус” в природе человека. Свобода и необходимость в жизнь человека, его миссия в космосе. Душа, дух, разум как фокус человеческого бытия. Культура как “ответ” на базовые потребности человека и “вызовы” природы (Малиновский, Тойнби). Культура как “запрет” на свободное проявление инстинктов (Фрейд). Философская антропология конца XIX - начала XX века об “открытости”, “эксцентричности”, рациональности и иррациональности человека. Платон, Конт, Вл. Соловьев, Ницше, Гелен, Шелер, Плесснер, Хайдеггер, Ротхакер о природе человека. Натурализм, идеализм, социологизм в трактовках человека. Проекты “человека будущего” и “нового человека” в футурологии. Филогенез и онтогенез в культурном развитии. Основные стадии эволюции человечества. Значение неолитической революции в истории культуры. Образ человека в истории. Первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм и социализм как этапы и социальные формы бытия человека. Человеческая деятельность: мотивы, цели, результаты и воздействие на природную среду. Природные задатки человека и виды социальной деятельности. Биоантропологические предпосылки культурного развития и творчества: “продленное детство”, прямохождение, способность к обучению и пластичность нервной системы, сексуальность, социальное чувство, духовные потребности. Проблемы и экзистенциальные противоречия человека: смертность и бессмертие, здоровье и болезнь, индивидуальность и общественность, душа и плоть, “комплексы” величия и неполноценности, экспансионизм и аскетизм, их влияние на культуру. 4. Общество и культура. Понятие общества. Органицизм и психологизм в социологи. Общество как “первичный социум” и социокультурная система. Выявление черт “первичного социума” в группах и общностях, а также в экстремальных ситуациях. Толпа, подростковая группа, массовое городское общество, семья, профессиональное сообщество как “приближения” к первичному социуму. Конкурентность, борьба, солидарность, взаимопомощь, господство, подчинение, зависимость как виды социальных взаимодействий культуры. Фрейд о запретах на кровосмешение и отцеубийство как устоях культуры. Аналогии между обществом и душой человека (Платон, Аристотель, Конт). Философы-просветители о “естественном” и “общественном” состояниях человека. Учение Руссо об “общественном договоре”. Социальное действие. Массовые коммуникативные процессы. Сознательные и бессознательные, альтруистические и эгоистические мотивы социального поведения. Роль пороков и добродетелей в общении и культурном созидании. Культура как продукт общества, способ социальной интеграции, регуляции, поддержания социального порядка. Духовно-культурные основы общества (Франк). Экономика и общество (Маркс). Религия и общество (Вебер). Культура как сфера социализации, духовной жизни, образования и социального творчества. Труд, досуг и культура. Властные структуры в обществе и их воздействие на интеллект и культурное творчество. Социально-политические режимы. “Здоровое” и “больное” общество. Насилие, преступность, конфликтность, деспотизм, коррупция, гражданские войны, моральное разложение - причины социальной дезорганизации. Публичные и приватные отношения. Эзотерические общества, братства, секты, коммуны, подпольные подрывные организации. Исторические типы обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Открытое и закрытое общество (Поппер, Сорос). 5. Дух и культура. Понятие “духа”, “духовности”, “духовного мира”, “духовных ценностей”, “духовной свободы” в философии и гуманитарных науках. “Мир идей” (Платон), “Объективная идея” (Гегель), “Символическая вселенная” (Кассирер) - как обозначения духовной культуры. Идея “Богодухновенности”, “Богочеловечества” в философии отцов Церкви и Вл. Соловьева. Субъективный мир души и объективный мир духовной культуры. Душевно- духовное “пространство” личности: память, мышление, созерцание, благоговение, подвиг, служение, мечта, фантазия, молитва, исповедь. Образование, творчество и “труд души” как условия “одухотворенности” человека. Духовная свобода и дисциплина мысли. Проблема “сердца и разума”. Кризисы души и тела. Причины духовной деградации общества и личности. Вера, надежда, любовь - как экзистенциальные ценности. Идеи - ценности духа: Истина, Добро, Красота. Вечность, целостность, системность, всечеловечность, значимость и смысл духовного мира. Основные модификации объективного духа: религия, философия, наука, искусство. Единство и конфликт объективного и субъективного. Язык и духовная культура. Идеология, аксиология, теория, мировоззрение. Мир духа и массовое сознание. Диалог и борьба идей в культуре. Религиозный фундаментализм и воинствующий атеизм как “болезни духа”. Святость и “сатанизм”. Архетипы, символы культуры и коллективное бессознательное. (К.Г. Юнг). Полемика материалистов и идеалистов, ее культурно-исторический смысл. Онтологический статус идеального. Менталитет как ядро культуры. Понятие “народного духа”, “души народа”, национального характера. Типы менталитета. Идеационный, идеалистический и сенситивный типы культур по Сорокину. РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ. 1. Культура и теория культуры. Теория как целостное видение и понимание сложного объекта, комплекс идей, позволяющий объяснить, истолковать, предвидеть поведение системы и ее элементов. Теория как элемент духовной культуры, ее самопознание, способ организации знаний и общения. Теория культуры и науки о культуре. Факты, гипотезы, теории, аксиоматические утверждения, правила логики и постановки вопросов, нормы и цели дискуссии в науках о культуре. Теория как развитая форма сознания. Влияние политических идеологий, здравого смысла, этики и эстетического вкуса на теорию культуры. Монофакторные теории культуры. Культура как: материализация мира идей (Платон); Откровение Бога и грехопадение человека (Отцы Церкви); продукт разума (просветители); развертывание объективной идеи в мире (Гегель); способ самовыражения жизни и примирения с жизнью (Ницше, Зиммель); ответ на потребности человека (Малиновский), система запретов и вытеснений (Фрейд); совокупность архетипических символов (Юнг); традиция и творчество (Бердяев); надстройка над экономикой (Маркс). Ограниченность, идеологичность, взаимодополнительность и альтернативность монофакторных теорий культуры. 2. Теория культуры как научная дисциплина. Осознание логической и эмпирической ограниченности, многофакторности, целеориентированности теории культуры как принцип культурологического мышления. Обусловленность теории культуры практикой, идеологией, ценностными ориентациями. Описание, объяснение, оценка, отнесение к ценности. Истолкование, диалог, диалектика, как методы теории культуры. Эмпирические методы, воображение, интуиция и опыт личного участия в теории культуры. Специфические предметы теории культуры: культура человечества, народа, нации, исторической эпохи, социальной группы, региона, города, профессионального сообщества. Проблемы теории: переход от докультурного состояния - к культурному; системообразующие связи в культуре; соотношение стихийных и осознанных мотивов в культурном развитии; ядро и периферия, управляющее и управляемое в системе культуры; структура культуры и принципы взаимодействия ее элементов. Функциональность и дисфункциональность, инертность и изменчивость, статика и динамика культуры; причины расцвета и упадка великих культур; механизмы и результаты межкультурных взаимодействий; эволюция, диффузия, революция, реформа, “аттракторный синтез” в истории культуры; глобализация, интеграция и национальное самоопределение культур. 3. Системный подход и структурно-функциональная парадигма в теории культуры. Разработка теории систем Богдановым, Берталанфи, Парсонсом. Основные понятия: система, элемент, структура, взаимодействие, функция, дисфункция, интеграция, конфликт. Линейные и нелинейные системы. Синергетика о соотношении “порядка” и “хаоса”, энтропийных и негэнтропийных, нисходящих, восходящих и волновых процессах, “точках бифуркации”, цикличности в развитии сложных систем. Культура как система. Анализ строения культуры и социо-культурных систем Спенсером, Дюркгеймом, Уайтом, Бергсоном, Малиновским, Сорокиным. Технологические, психологические, значимо семиотические, символические связи и зависимости в культуре. Необходимость различения историко-генетических, причинно-следственных, ценностно-смысловых и функциональных зависимостей. Функциональность как обобщающее понятие теории культуры. Человеческая деятельность. Потребности, интересы, ценности, “вызовы” среды, тенденция и инерция роста как императивы деятельности. Направления деятельности и основные функции культуры: освоения и преобразования мира, сигнификативная, ценностно-ориентированная, нормативная, накопления и хранения информации, коммуникативная, социализации индивида, психологической разрядки, защитно- адаптивная. Явные и латентные функции. Причины дисфункциональных явлений. Выделение основных функций культуры как средство сравнительного описания культур, оценки их эффективности, интегрированности, способности к инновациям. Оценка функциональности (полезности, приемлемости, устойчивости) феноменов культуры как элемент научной экспертизы, управления и перестройки общества. Возрастание автономии основных функций культуры в ходе истории. 4. Функция освоения и преобразования мира. Мотивы человеческой и социо-культурной экспансии. Формы и направления экспансии человечества в космос и природную среду. Расширение экологической ниши жизнедеятельности и глобализация культуры. Преобразование природной среды разными хозяйственно-культурными типами. Научно-техническая революция, ее функциональность и дисфункциональность. Географические открытия, завоевания, изобретения, интродукция диких растений и животных, овладение силами и веществами природы, аккультурация “диких племен”. Освоение внешних ресурсов природы и внутренних ресурсов организма как взаимодополняющие направления преобразовательной функции. 5. Сигнификативная функция. Выработка значений, ценностей, имен, знаков, знаковых систем. Обусловленность сигнификативной функции центральным положением человека в природе, его социальностью, разумом, духовностью и ослаблением инстинктивных регуляторов деятельности в ходе эволюции. Накопление знаний, опыта, развитие разума и удовлетворение духовных потребностей - как цель сигнификации. Выработка целостных картин мира, моделей изучаемых явлений, проектов, согласованных действий с помощью знаковых систем. Знаки: копии, символы, ориентиры. Язык и его происхождение. Естественные и искусственные языки. Гипотеза Сепира- Уорфа о взаимообусловленности языка и культуры. Рассел и Витгенштейн о языковых пропорциях, играх, соотношении знака, значения и обозначаемого. Слово и значение. Миф, религия, искусство, идеология, наука как знаковые системы. Психоанализ о смысловых и эмотивных, сознательных и бессознательных ассоциациях значений. Понятие дискурса как ориентированного культурой направления мысли и речи. Семиотика культуры. Цайт, Кассирер, Фуко, Барт, Леви-Стросс, Лотман, Флоренский о знаково-символической основе сознания, языка и культуры. 6. Ценностно-ориентационная функция. Культура как пространство духовной жизни, духовного роста личности и общества. Ценности и ценностные ориентации. Аксиология - наука о ценностях. Система ценностных ориентаций на основе индивидуальной самоидентичности и национального характера. Ценность как результат интеллектуального, эмоционального и волевого синтеза. Попытки классификации ценностей (этические, эстетические, интеллектуальные). Система ценностей как ядро культуры, ориентир личностного и социального выбора, развития, обоснования цели социального действия. Аксиологический и дезаксиологический подходы в гуманитарных науках. “Отнесение к ценности” (Вебер) как условие понимания культурных явлений, событий и построения истории как науки. Конфликты ценностей. Разложение ценностных систем как причина душевного надлома и кризиса культуры. Искусство, философия, религия, массовая культура как средства поддержания ценностных систем и передачи их от поколения к поколению. Проблема свободы мысли, творчества, необходимости духовной цензуры и культурной политики в свете коммерциализации культуры, разрушения высших ценностей, экспансии чужеродных культурных стереотипов, дезинтеграции народного менталитета. Этико-политические ценности справедливости, чести, достоинства, общечеловеческого единства - как основа душевного здоровья личности и нации. Примеры мобилизации народа, активизации труда, военного сопротивления, политической перестройки, с помощью обращения к глубинным ценностям народного духа. 7. Нормативная функция. Норма как стандарт, запрет, побуждение и граница допустимого. Нормативная регуляция деятельности как условие надежности, предсказуемости, общепонятности и согласованности действий, поддержания социального порядка. Личностные, групповые и социальные нормы. Типы норм: технологические, юридические, моральные, гигиенические, психические, языковые, логические, эстетические, бытовые, политические. Социо-культурная дифференциация, историческое развитие норм, их связь с ценностным ядром культуры, полезными обычаями и вредными суевериями. Нормы-табу, нормы-ритуалы, нормы-пережитки. Классовые, этнические, сословные, групповые, возрастные и половые нормы. Нормы публичной, частной и семейной жизни. Нормы поведения во время войны, в преступных сообществах, в экстремальных ситуациях. Причины возникновения норм: традиции, заимствование, адаптация к образу жизни, к технике, насаждение с помощью силы и авторитета, бюрократические предписания, установление на основе науки и рациональных целей. Специфика нравственных и правовых норм. Способы их воспитания и укрепления. “Этос” как особенный комплекс норм, ценностей, целей, коллективных настроений. Сравнительный анализ этосов науки, труда, военной службы, города, села. Причины ослабления норм, их недостатка или избытка - в традиционном и современном массовом обществе, тоталитарных сектах, при деспотических и бюрократических режимах. Дюркгейм об “аномии”, расшатывании норм, его влиянии на психическое здоровье. Хорни о конфликте христианской и буржуазной морали и невротической личности в США. Столкновение традиционно-языческих, православно- христианских, буржуазно-рыночных и гуманистических норм в современной российской культуре. 8. Коммуникативная функция. Общение, коммуникация, межличностное взаимодействие, групповое поведение, информационный обмен: соотношение понятий. Анализ коммуникации как информационно-деятельного процесса. Цели, средства, мотивы, нормы, каналы, языки коммуникации. Лассвелл о пяти характеристиках коммуникации: Кто передает
  • Что передается
  • Кому
  • По какому каналу
  • Каковы результаты
  • Информационный обмен, эмоциональное взаимодействие и практическое взаимодействие в результате коммуникации. Массовые коммуникации. Средства массовой коммуникации (СМК) и их роль в развитие культуры. Почта, массовая пресса, книготорговля, кино, радио, телефон, телевидение, Интернет. Возрастание величины и скорости информационных потоков, налаживание обратной связи, рост численности аудиторий, совершенствование пропагандистских и просветительских технологий с развитием технических СМК. Взаимозависимость коммуникативных и информационных процессов. Межличностное общение. Проблема совместимости и несовместимости. Культура общения, задачи и правила коммуникации. Виды общения: деловое, семейное, дружеское, просветительское, творческое, игровое, праздничное. Человеческая потребность в общении. Стресс от избытка контактов и депривация (языковая, эмоциональная, интеллектуальная) от их недостатка. Специфика традиционного, функционально-ролевого и интимно-личностного общения. Драматизм человеческого общения. Оценка его смысла и пользы с точки зрения целей деятельности и жизненной стратегии. Развитие отношений в процессе общения. Дружба, любовь, брак как виды общения. Проблемы конкуренции, вражды, соперничества, компромисса, господства и подчинения, согласия, взаимопонимания. 9. Функция накопления, хранения и передачи информации. Информация как ознакомление, уменьшаемая неопределенность, сообщение с целью управляющего воздействия, знание о системности и мере разнообразия объекта (Эшби). Математическая теория информации, понятие информации в кибернетике и в социальных науках. Содержание, количество, ценность, достоверность, точность, доказательность и другие свойства информации. Значение информации в социо-культурных процессах. Особенности закрепления и передачи информации в религии, науке, искусстве и других формах сознания. Биологические и технические средства закрепления информации: естественная память, рукопись, печатная книга, фотография, видеозапись, магнитофон и др. Систематизация, хранение и поиск информации в условиях “информационного взрыва”. Проблема социально-оправданной и общедоступной системы хранения и передачи информации. Феномен “информационной власти”. Важность своевременной, адресной передачи информации в процессах управления, просвещения, творчества, воспитания. Цензура, дезинформация, дезориентация, секретность, корпоративные и профессиональные заперты на информацию. Классификация наук и областей знания как специальная проблема теории информации и культуры. Словари, справочники, каталоги, рефераты, энциклопедии и требования к ним. Изучение информационных потребностей. Целенаправленное собирание, накопление, адресная передача информации как условия социальной стабильности, эффективного развития экономики, науки и культуры. Проблема доступа к информации. Психологические, этические, мировоззренческие предпосылки восприятия и понимания информации. Традиционный, догматический и научно-рациональный способы закрепления и передачи информации. Борьба с рассеянием информации. Политико-идеологические манипуляции с исторической памятью, их следствия (устный, письменно-книжный, электронно-аудио-визуальный) для формирования типов личности и форм сознания. 10. Функция психо-эмоциональной разрядки. Напряжения в индивидуальной психике, общественном сознании. Их обусловленность конфликтом классов, поколений, национальных культур, идеологий, провозглашаемых и реальных прав, аномией, репрессивностью социальных норм. Этические, политические и экзистенциальные противоречия как источники коллективных напряжений. Традиционные способы снятия напряжений: игры, ритуалы, празднества, зрелища, поединки, войны, спортивные состязания. Анализ Аристотелем феномена “катарсиса как очищения души”. Рост психических расстройств и отклоняющегося поведения в современном мире. Психические напряжения как почва для усиления идеологической и религиозной розни, нагнетания страха, ненависти, культивирования образа врага. Религиозный и политический фундаментализм, тоталитарные секты, оккультизм, новейшая мифология и утопическое сознание как формы проявления бессознательных коллективных напряжений. Психическое, душевное и духовное здоровье. Поддержание его с помощью оптимистических идеологий, религии, искусства, публичного дискурса. Политический юмор, партийная полемика, анекдоты, детективные, эротические и приключенческие жанры искусства как способы разрядки. Эстетические и познавательные возможности развлекательных жанров. Творчество как механизм разрядки. Бессознательные механизмы проекции, идентификации, переноса - как способы разрядки. Использование телевидения и других СМК как средств повседневной разрядки. 11. Функция социализации. Социализация как приобщение индивида к роду, социуму, овладение социальными ролями, усвоение норм, присутствующих в обществе. Формы “первичной социализации” в детстве и юности: семья, группы сверстников, воспитательные и образовательные учреждения. Этнография детства и особенности социализации у разных народов. Необходимость обогащения и рационального построения детской культуры по мере усложнения общества и возрастания массива образовательных знаний. “Вторичная социализация” в трудовых, административно-политических отношениях. Образование взрослых и самообразование. Культурно-историческая психология (Выготский, Коул). “Натуральный” и “культурный” планы поведения человека. Изменение целей и способов цивилизации в ходе истории (Кардинер, Мид, Бенедикт, Линтон). Значение традиционных и школьно-экспериментальных способов воспитания и образования для эффективной социализации. Механизмы и логика социализации: овладение языком, развитие мыслительных способностей, коммуникативных навыков, этических чувств и добродетелей, политических взглядов, философского понимания жизни. Формирование устойчивой системы интересов, мотивов поведения и ценностных ориентаций. Русские и советские педагоги о воспитании и социализации. Условия социализации в разных возрастных и социальных группах, их влияние на ль. Социально-обусловленные “депривации”, стрессы, фрустрации как источники напряжений, дефектов социализации, формирование конформных акцентуированных, невротических и асоциальных типов личности (Фрейд, Фромм, Маркузе). 12. Адаптивно-защитная функция. Биопсихологическая, социальная, душевная уязвимость человека и социокультурные средства защиты и адаптации к среде. Развитие средств защиты в истории общества. Магия, колдовство, заговоры как средства защиты в первобытном обществе. Народная и профессиональная медицина. Развитие экологических и гигиенических значений. Материальные, социальные и психологические средства защиты. Этика и право. Возникновение новых точек уязвимости - рост агрессивности, конфликтности, инфекций - в связи со стихийными процессами развития техники, взаимодействием больших и малых культур, индустриализацией и урбанизацией. Развитие избирательности при восприятии информации, новые методы психотерапии, контролируемые коммуникации как современные средства защиты. РАЗДЕЛ III. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. 1. Предмет и задачи социологии культуры. Социология культуры как наука о социальном бытовании культуры, и ее универсальных формах. Культура и социальная система. Культура социальных институтов, групп, общественных движений, типических и повторяющихся ситуаций и событий (рождение, смерть, заключение брака, труд, досуг, взаимоотношения мужчин и женщин, поколений и т.п). Проект науки - социологии, пути ее развития, успехи и неудачи в XIX-XX в.в.. Соотношение социологии и культурологии. Тяготение социологии к отвлеченной системности, количественным методам, эмпирии, ее дробление на множество дисциплин как свидетельства кризиса социологической мысли. Соединение социологических методов и культурологических подходов как путь выхода из кризиса и способ повышения эффективности исследований. Проблема соотношения социума и культуры. Культура как продукт социума. Общество как объект управленческой, организационной, воспитательной и просветительной деятельности. Относительная автономия социума и культуры и их единство в социокультурной системе (Сорокин, Парсонс, Маркарян, Огурцов). 2. Культура социальных групп. Целостность “социального пространства” и социальная стратификация. Имущественное расслоение, разделение труда, половозрастные, национальные, профессиональные различия, как причины стратификации, формирования групп и групповых субкультур. Классы, слои, сословия и типы взаимоотношений между ними. Кооперация, эксплуатация, сотрудничество, патронаж. Социальная иерархия статусов как основа власти и общественного порядка. Формирование групповых субкультур на основе образа жизни, типа деятельности, характера общения и менталитета группы. Социальные группы: творческие, поддерживающие традицию и нигилистически- деструктивные. Крестьянство. Органичность, традиционность, этничность, патриархальность, синкретичность - как черты крестьянской культуры. Фольклор, народная мудрость, “народные науки” (медицина, педагогика, экология, агрономия и т.п.) Традиции российского крестьянства. Аристократия. Типы аристократии (жреческая, политическая, интеллектуальная, военная). Досуг и престижные занятия аристократов. “Теория праздного класса” (Т. Веблен). Этикет. Клубы, салоны, усадьбы. Нравы аристократии. Культура русского дворянства. Духовенство. Его роль в развитии письменности, грамотности, философии, науки, нравственности. Монастыри и монашества. Старцы и старчество в России. Особенности образа жизни и сознания православного, католического духовенства. Восточные и западные типы духовного учительства. Буржуазия. Буржуазный тип личности. Нравственно-психологические особенности буржуазной культуры. Образы буржуа в искусстве и литературе. Русское купечество и его культура. Купцы-меценаты. Мещанство. Его состав: мелкие собственники, мастера, домовладельцы, представители бытовых профессий. Трезвость, здравый ум, житейская мудрость, аполитичность мещанства. Мещанство как “почвенный слой” культуры, рождающий писателей и ученых. Интеллигенция. Ее роль в выработке идеологий, подготовке социальных реформ, революций, разжигании классовых и социальных конфликтов, просвещении народа и творчестве культуры. Особенности русской интеллигенции. Характеристики образа жизни, менталитета чиновничества, рабочего класса, молодежи, национальных и социальных меньшинств, инвалидов, пенсионеров, участников войны, криминальных групп, религиозных сект, политических партий. Проблемы социальной стратификации, социальной мобильности, социальной интеграции (Парсонс, Сорокин, Шилз, Дарендорф). Зависимость социальной стабильности и уровня конфликтности от степени “открытости” общества и процессов социальной стратификации. 3. Народная и элитарная, массовая и профессиональная культура. Народная культура. Ее этнические, исторические, хозяйственно-трудовые и бытовые истоки. Народная культура как “почва” интеллектуально-художественного творчества. Элитарная (аристократическая) культура. Материальное благосостояние, досуг, власть, свободомыслие - как условия расцвета элитарной культуры. Культура “среднего” класса как переходная форма и синтез “нижней” и “верхней” субкультур. Теории “массового общества” и “массовой культуры” (Токвиль), Ортега-и-Гассет, Фромм, Маркузе и др.) Массы и правящая элита. “Массовое искусство” и массовые коммуникации. Социальные функции кино, прессы, телевидения. Реклама. Мода. (Самнер, Зиммель, Ричардсон, Лазарсфельд, Петров, Гофман). Массовая культура и ее особенности (беспочвенность, стереотипность, развлекательность, компенсаторный характер). Профессиональная культура. Многообразие профессий в городском индустриальном обществе. Престижность и оценка профессионального труда, профессиональное образование и проблемы переквалификации в связи с конверсией производства и перестройкой системы рабочих мест. 4. Публичная и приватная культура. Культурные события и повседневность. Публичная культура и социальный порядок. Публичная и приватная культура. Организация, управление, нормативное регулирование. Поведение человека в публичной сфере. Приватная культура. Межличностные отношения, статус, престиж, “социальный капитал” (Бурдье) в приватной и публичной сферах. “Теневые” и криминальные сферы культуры. Групповая жизнь и лидерство. Развитость приватной и публичной культуры на Западе, в России, странах Африки и Азии. Событийная и повседневная культура. (Фуко, Бродель). Войны, политические соглашения, визиты, съезды, соревнования, фестивали, ярмарки - как “культурные события”. Быт, семейная жизнь, развлечения. Характер повседневного общения. Морально-политические аспекты событийной и повседневной, публичной и приватной культуры. 5. Культура семьи и гендерных отношений. Сущность и эволюция гендерных отношений. Мужские и женские роли, стереотипы поведения. Морально-духовный облик мужчины и женщины в разных социокультурных системах. Любовь, брак, семья, право наследования с точки зрения гендерных отношений. Феминизм. “Декларация прав женщины и мужчины” (О. де Гуж, фон Гемпель). Идеологические течения в феминизме (либерализм, марксизм, радикализм). Критика феминистками современной “патриархальной” цивилизации. (Б. Фриден, Эйзенштейн, Нарранхо, Хинтикки, Бернард и др.) Представления о семье и семейной жизни, эволюция культуры семьи. Семейная мораль и семейное право в различных культурах. Современная социология семьи и брака (Хилл, Хансен, Най, Жирар, Голод, Кон, Харчев и др.) Структурно-функциональный, эволюционный, институциональный и процессуальный подходы к исследованию семьи. Функции семьи в поддержании социального порядка, преемственности в культурном развитии. Отцовство и материнство. Жизненный цикл семьи. Брачный договор, любовь, супружеские ценности как основы устойчивости семьи. Здоровье личности, воспитание и образование в семье. Исторические типы семьи. Семья в культурных традициях Запада и Востока. Генеалогия как область знаний. Любовь и супружество. Интимность, адаптация, терпимость, личностная духовная автономия, единство духовных интересов как ценности и принципы культуры семьи. Конфликты в семье. Выбор супруга, коррекция брака, развод, внебрачные дети. Служба знакомств. Разнообразие типов семьи в современной обществе. Проституция, гетеризм, однополые семьи, проблемы сексуальной культуры и полового воспитания. Фрейд, Юнг, Адлер, Эриксон и др. о психологии любви и супружества. Образы любви в искусстве и философии. 6. Культура детства и воспитания. История и этнография детства. Отношение к детям и образ детства в разных культурах. Традиционные и современные способы воспитания. Факторы формирования личности ребенка: забота, любовь, доверие, поощрение самостоятельности, диалог. Мид, Ариес, Стоун, Парсонс, Маннгейм о детстве и правах ребенка в разных культурах. Культура детства: игры, творчество, детские группы и организации. Условия формирования здоровой личности и социально-психологическая депривация в детстве. Брошенные дети. Усыновление. Воспитание в яслях и детских садах. Семейная педагогика от древности до наших дней. Малолетние правонарушители. Жизнь детей в тюрьмах и колониях. Причины успехов и неудач в воспитании. Пути повышения культуры родительства, развитие семейного, школьного и общественного воспитания. 7. Культура молодежи и процесс взросления. Социальный статус молодежи и процесс социализации. Труд, досуг, образование молодежи, внутригрупповые отношения как основы молодежной субкультуры. Политическая, экономическая и художественно-творческая активность молодежи. Служба в армии. Девиантные, оппозиционные и богемные группы молодежи. Возрастной цикл и формирование базовых качеств характера в молодости. Проблемы молодежи и отношение к ним общества. Социализация. Выбор профессии. Выработка личной идентичности, формирование навыков общения и поведения в группе, мировоззрения, способности к интимному контакту, воспитание характера, обогащение духовного мира - как задачи молодости. “Поколенная” периодизация истории и конфликт поколений. Смелзер, Мид, Маннгейм, Эриксон, Адлер, Юнг, Выготский, Розенберг, Корчак, Макаренко о процессе взросления, социализации и воспитания молодежи. Дефекты личности, инфантилизм, неудачи в профессиональной и семейной жизни, болезни, как результаты стрессов и фрустраций в период взросления. Мид о проблемах взросления в традиционном и современном обществах. 8. Культура общения и анализ коммуникации. Проблема общения: мотивы, цели, правила, психологические механизмы, коммуникативная задача. Межличностные и массовые коммуникации. Формула коммуникации Лассуэлла: “Кто, что, кому передает, по какому каналу, с каким эффектом”
  • Бихевиористские, психоаналитические теории общения. Символический интеракционизм Мида. Белл, Бжезинский, Маклюэн о социальных предпосылках и исторических стадиях развития коммуникаций. Экзистенциальные, психологические и культурные предпосылки общения. Проблемы коммуникативной культуры общества, социальных групп и личности. (Д. Карнеги). Жанры общения: диалог, спор, творческое, просветительное, игровое общение. Формы научного, бытового, театрализованного и праздничного общения. Изменение целей общения с возрастом. Проповедь, исповедь, передача знаний, информирование, воспитание. Устные, письменные и электронные формы общения. Их влияние на социальную структуру, экономику и политическую организацию. Письменность, книга, пресса, радио, кино, телевидение, Интернет. Их роль в формировании новых культурно-исторических типов общества. Роль языка и языковой культуры в процессе общения. Глобализация коммуникаций и массовых коммуникативных процессов. Возрастание мощности, скорости информационных потоков, дальнодействия средств связи, увеличение численности массовых аудиторий в результате развития современных СМК. Роль СМК в политике, культурной жизни и воспитании. 9. Просвещение и образование. Соотношение воспитания, образования и просвещения. Цели просвещения: осознание интересов и возможностей личности и социальных групп, развитие разума и духовных способностей, социализация, профессионализация, овладение специальными навыками общения в инонациональной среде, поддержание здоровья. Религиозное, научное, правовое, философское, моральное, педагогическое и иные виды просвещения. Образование. Его цели и виды. Общее и профессиональное, начальное, среднее и высшее образование. “Непрерывное образование” и образование взрослых. Образование в процессе обучения, творчества, труда, научной и общественной деятельности. Образовательный процесс. Учитель и ученик. Учебная группа. Учебники. Технические средства обучения. Педагогика сотворчества и сотрудничества учителя и ученика. Самообразования. Опыт Макаренко и вальдорфских школ. Ритмы, логика и стратегия процесса обучения. Формирование познавательных интересов и навыков самостоятельного поиска информации, ее систематизации. Воспитание проблемного, диалектического мышления. Классическое образование. Христианское образование и воспитание (семинарии, духовные Академии, воскресные школы). Реальное образование. Культурологическое образование. 10. Культура досуга и анализ свободной жизнедеятельности. Свободное время и досуг. “Свобода от” и “свобода для”. Античный досуг как “полнота бытия”. Свободное время как пространство свободной жизнедеятельности и общения. История досуга. Мотивы поведения в свободное время. Досуг как отдых, развлечение, творчество, просвещение, праздник, созерцание и общение с Богом. Ценности и идеалы досуга в различных культурах. Досуг как самоценное и самоцельное время. Пол, возраст, характер как детерминанты досуга. Высвобождение времени в городском индустриальном обществе и организация массового досуга. Соотношение свободного, рабочего, бытового и физиологически необходимого времени. Исследования бюджета времени как ключ к изучению образа жизни. Логика развития свободной жизнедеятельности: от простых, развлекательных, случайных форм - к развивающимся, сложным, творческим, ценностно-ориентированным. Общественная организация быта и досуга. Современные тенденции изменений бюджета времени. Технизация, активизация досуга. Паркер, Дюмазедье, Рисман, Беккер о “цивилизации досуга”, принципах избирательности, свободы выбора места, времени и формы жизнедеятельности. “Искусство времяпровождения”. 11. Социология науки и знания. Познание, познавательская способность, знание и наука - как предметы социологического исследования. Мотивы познавательной активности, причины и способы ее активизации и подавления обществом. Знание донаучное, научное и вненаучное. Особенности получения и накопления естественнонаучных, философских и социо- гуманитарных знаний. Разум, интеллект, чувственность, интуиция, как орудия познания. Условия их развития в семье, школе. Сорокин о взаимообусловленности типов познания и типов культуры. Критические, апологетические, аналитические, творческие и коммуникативные функции интеллекта в обществе. Искусственный и естественный интеллект. Наука как дисциплинированное мышление, система знаний, тип дискурса и социальный институт. Разработка социологических проблем науки Берналом, Сорокиным, Парсонсом. Мертон о роли пуританской религии и морали в становлении науки Нового времени. Этос науки, структура научного сообщества, “невидимые колледжи”. Национальная и мировая наука. Модель “чистой науки”. Универсализм, всеобщность, бескорыстие, организованный скептицизм как принципы поведения в научном сообществе. Внутринаучные и социальные факторы развития науки. Научные организации. Стратификация и конкуренция в научном сообществе. Исследование ситуаций и микросоциология науки. Кун о “нормальной науке” и “научных революциях”. Маклей о научном дискурсе. “Фронт” и приоритеты научных исследований. Зависимость науки от политики, финансов и народного менталитета. Академическая и университетская наука. 12. Социология морали и нравственности. Нравственность, моральные представления, логика обоснования моральных суждений, эволюция морального сознания - как предмет социологии морали. Исторические, конкретно-социологические и философские методы исследования морали. Бытовые, интеллектуальные и религиозные источники моральных норм. Основные этические категории (добро и зло, долг, ответственность, счастье, справедливость, верность, благодарность, раскаяние, милосердие, жалость) - в свете социологии морали. Социальные источники зла и пороков (мстительность, жадность, властолюбие, леность, трусость и т.п.). Добродетель и грех в моральном кодексе христианства. Задачи нравственного воспитания. Зависимость нравственной культуры от экономики и политической системы. Мораль в условиях демократии и тоталитаризма. Этнография и история моральных кодексов. Традиционная и современная мораль. Ценности самореализации, общения, творчества, познания - как основы новой морали. Научное конструирование морали. 13. Социология искусства и художественной культуры. Искусство как социальный феномен. Платон, Св. Августин, Руссо, Ницше, Винкельман, Монтескье, Лессинг и др. - о сущности и социально-политической обусловленности искусства. Тэн и Гюйо об отражении в искусстве общественных умонастроений. Гаузенштейн, Зиммель об искусстве как “форме” и “духе” времени. Сорокин о соответствии стиля искусства типу культуры (реалистическое, символическое и идеалистическое искусство). Современные синтетические искусства (театр, кино, телевидение) и их социальные функции. Развлекательные, воспитательные, познавательные и идеологические функции различных видов искусств. Проблемы социальной справедливости, идеала, добра и зла, взаимопонимания в русской классической литературе и художественной критике. Толстой, Достоевский, Чехов - как “социальные философы”. Фрейд, Юнг о мотивах художественного творчества и личности художника. Массовое искусство. Структуралистские и экзистенциалисткие исследования искусства. Лотман, Гольдман о структуре художественного произведения, личности автора. Политические и коммерческие факторы художественного творчества и восприятия искусства. Литература как энциклопедия общественной жизни. Музеи, выставки, фестивали, интерьер, архитектура, художественная фотография. Задачи эстетического воспитания 14. Социология политики и анализ власти. Зарождение политической науки в древнем мире (Платон, Аристотель о типах государства и циклах его развития). Проблемы политической социологии в работах Монтескье, Макиавелли, Гоббса, Токвиля, Локка, Сен-Симона. Теоретическое разграничение гражданского общества и государства как исходный пункт политической социологии Нового Времени. Феномен власти. Распределение властных отношений, политических сил, их структурная организация. Конфликты, изменения, согласие и стабильность в политике. Исследование бюрократии, процедур принятия решений, вовлечения масс в политику, поведения политических элит, партий, роли экономических интересов в политике (Вебер, Моска, Парето, Лассуэл, чикагская школа). Геополитика и футурология. Политическая культура и традиции. Идеология, психология и политика. Проблема разделения властей и сотрудничества ветвей власти в политической социологии. Внутренняя и внешняя политика. Политизация и деполитизация национальных экономических, возрастных и гендерных отношений. Экология и политика. Образ харизматического лидера и политического вождя. Либеральные, социалистические и консервативные теории политического развития. Свобода экономической инициативы и государственное регулирование экономики как проблемы политики. Утопия, политическая рациональность и искусство политики. Права человека, демократические ценности и “открытое общество”. Правозащитное движение. Роль СМК в политической жизни. Контроль над информацией и манипулирование массовым сознанием. Реформы, революции и политическое управление. 15. Этносоциология и национальные отношения. Этнос, этничность, этнические отношения, этногенез - как предмет этносоциологии. Этническая ассимиляция и созревание наций. Географический ландшафт, хозяйство, история как факторы формирования этносов и национальных культур. “Пассионарность” как причина этногенеза (Гумилев). Национальное самосознание, язык, национальный характер и культура. Межнациональные культурные связи, контакты и заимствования. Общечеловеческое и национальное в культуре. Национальные миграции. Жизнь национальных меньшинств. Феномен диаспоры. Человек на рубеже культур. Причины межнациональной вражды и подозрительности. Национализм, расизм, патриотизм. Национальные особенности науки, религии, права, морали, философии и искусства. Этноцентризм и космополитизм. Разрушение культур малых народов в процессе формирования мировой цивилизации. Движение за возрождение национальных культур и его перспективы. Проблемы малых наций и народностей в России. Межнациональные браки. Феномен “плавильного котла” наций в США. Национальная политика в многонациональных государствах. Взаимодополнительность национальных характеров и культур. 16. Социология религии. Обыденная, богооткровенная и научная интерпретация религии. Теоретический и эмпирический подходы к исследования религиозных движений, религиозного сознания, образа жизни. Культ, психология и идеология в религии. Религия как фактор сплочения общества (Дюркгейм), социального действия (Вебер), классового господства (Маркс), психологической защиты (Фрейд), организации коллективного бессознательного (Юнг), система ценностных ориентаций личности (Фромм). Культурообразующая роль религии в древних и современных обществах. Христианские корни науки, искусства, архитектуры, морали, политики, экономической системы, образования в европейской культуре. Христианский социализм. Вера, “верующий разум” в русской философии. Догматы и бытовая религиозность. Протестантский характер и капитализм. Общинность, соборность, нестяжательство как православные истоки русской культуры. Лукман, Белл, Ранер о функциях религии в современном мире, соотношении церкви и социальной религиозности. Реформистские и экуменические движения. Взаимодействие религий Запада и Востока, процесс секуляризации. Диалог науки и религии. Магия и религия. 17. Мировое сообщество: культура и глобальные процессы. Цели и методы прогнозирования глобальных процессов. Мировой порядок XXI века: тенденции развития, эколого-географические, политические, экономические аспекты. Формирование глобального пространства культуры (экономика, финансы, информация, международное право, мировая наука, социальная мобильность). Судьба национально- государственных суверенитетов, международных организаций (ООН, ЮНЕСКО). Транснациональные центры культуры, религии, экономики, финансовой власти. Зарождение новых зон региональной экономики и культуры на основе хозяйственной целесообразности и процессов этнического синтеза. Социокультурная динамика XXI века: развитие малых наций, союзы государств, возрождение национальных традиций, модернизация. Деятельность международных “теневых структур”, криминальных, сектантских и экстремистских организаций. Роль мировых религий и традиционных конфессий, гуманистических движений в формировании нового мирового порядка. Глобальный криз цивилизации, его истоки и пути преодоления. Доклады Римского клуба (60-90 г.г.) о пределах роста задачах устойчивого развития. Проблема определения “места” каждой страны в новом мировом сообществе (экономические, политические и культурные аспекты). Перспективы для России. Судьба народной и элитарной, массовой и профессиональной культур в мировом сообществе. Соотношение личностных, групповых и институционализованных форм культуры. Возможности нового синтеза в духовно-культурной сфере. РАЗДЕЛ IV. ПЕРСОНОЛОГИЯ. 1. Предмет, методы и задачи персонологии. Персонология - как наука о личности, ее формировании в онто- и филогенезе, структуре, основных элементах, роли в историческом процессе, особенностях межличностного общения, логике и задачах творческого становления и самореализации. Ль как предмет изучения разных наук. Особенности субъективно-личностного бытия. Недостаточная изученность личностного фактора в общественной и исторической жизни. Невозможность строго объективного, рационалистического исследования личности. Специфика времени и пространства. Личностное знание. Особенности человеческой экзистенции как самопознающего бытия. Методы изучения личности: опросы, тесты, интервью, анализ биографий и автобиографий, переписка, мемуарная литература, образы искусства. Личный опыт общения и духовного развития. Изучение социальных систем и формаций с точки зрения использования и проявления в них личностного фактора. Цели персонологии: исследование взаимосвязей культуры и личности, закономерностей душевно-духовного роста и деградации, анализ типов личности, особенностей их взаимодействия, изучение индивидуальных стратегий жизни, проблем жизненного выбора, принятия решений, выработки самоидентичности, душевного здоровья, оптимизации образа жизни. 2.Понятие и основные теории личности. Личность как подлинное бытие человека во всей полноте его социальной свободы, ответственности, индивидуальной самореализованности. Представления о личности в античной, средневековой культуре и в Новое время. Роль христианства и других религий, а также философии и науки в обнаружении экзистенциального ядра личности, в ее историческом становлении и достижении зрелости. Представления о личности в юриспруденции, этике, философии, социологии и психологии. Личность как субъект и объект общественной жизни. Основные черты личности: сознание и самосознание, индивидуальная автономия, целостность душевной жизни, духовная свобода, социальный статус, приобщенность к культурному наследию, индивидуальная неповторимость. Теории личности в бихевиоризме, психоанализе, гештальт-психологии, социальной психологии (теория зеркального “я”), в экзистенциализме и постмодернизме. 3. Структура личности. Основные уровни интеграции личности: социально-ролевой, характерологический и экзистенциальный. Социальная роль как совокупность позиций, знаний, навыков, прав и обязанностей, необходимых для выполнения определенных функций в социальной системе. Виды социальных ролей: родственные, профессиональные, возрастные, половые, статусные, ситуационные. “Ролевое ожидание”, “ролевая дистанция”, “ролевые конфликты”. Социальный характер как тип личности, совокупность устойчивых ценностных ориентаций (мотивов, целей, интересов, способов понимания) усвоенных человеком в процессе социализации. Направленность и содержание социального характера как результат развития природных задатков, воспитания, общения, социальных ценностей и “востребованности” индивида обществом. Типология характеров. Гиппократ, Фрейд, Юнг, Адлер, Павлов, Кречмер, Фромм, Рисман о типах характера и их генезисе. Продуктивные и непродуктивные характеры. Соционика - наука о типах характеров и их взаимодействии. Экзистенция как внутреннее бытие личности. Кьеркегор об “Экзистенциальной диалектике” восхождения личности к “подлинному” бытию. Бердяев, Ясперс, Марсель, Тиллих, Сартр, Блох об основных экзистенциальных ценностях и структурах. Свобода, ответственность, страх, заброшенность, скука, “тошнота”, надежда как “экзистенциалы” личности в эпоху кризиса культуры. Индивидуальные и общечеловеческие, вечные экзистенции. Трансцеденция, связь личности с бесконечным Универсумом. Поддержание целостности и непрерывности бытия - как основные функции экзистенциальных структур. Проблемы экзистенциального выбора, обретения свободы, смыслополагания и смыслоутраты. 4. Развитие и судьба личности. Выявление и синтез родовых, индивидуальных и социальных сил в структуре личности. Объективные и субъективные факторы развития. Судьба, характер и “линия жизни” (Адлер). Позитивные и негативные воздействия социальной среды на личность. Пол и культура личности. Мужская и женская культура. Значение раннего детства, периодов молодости и созревания в формировании характера. Эриксон, Пэрна о ритмах жизни и творчества. Депривация, фрустрации, ошибочная стратегия жизни как причины инфантилизма и недоразвитости личности. Профессиональная карьера. Успех и поражение. Страдание и счастье. Значение образования, труда, любви, общения, творчества, борьбы, сотрудничества для развития личности. 5. Культурно-исторические типы личности и судьбы поколений. Типы личности в различных культурах. Шубарт об “эонических типах” личности (мессианский, аскетический, гармонический и героический). Великие личности и учителя человечества: Будда, Христос, Магомет, Конфуций, Сократ, Спиноза. Карлейль о культурных героях: Божество, Пророк, Поэт, Пастырь, Писатель, Вождь. Плеханов и Дьюи о роли личности в истории. Вебер о “харизматической личности”. Азеф, Сталин, Гитлер. Культурные элиты и народ. Пути развития личности в эпоху глобализации культуры. РАЗДЕЛ IV. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Количество феноменов культуры, достойных изучения столь велико, а содержание их столь многообразно, что вряд ли имеет смысл предлагать систематический курс феноменологии культуры. Тем не менее десять-двенадцать тем, подобранных на основе личных симпатий и интересов лектора, выстроенные со вкусом и определенной логикой могут дать богатую почву для размышлений о культуре, возможность живой иллюстрации общих тезисов, помогут выявить теоретические модели, к которым трудно подойти дедуктивным путем. Феноменология культуры занимает “среднее место” между культурологией и социологией. Историческая культурология берет в качестве предметов единичные события, а также “хронотипы культуры” - области, ограниченные пространственно- временными рамками. Примерами могут служить: “Самодеятельный театр в русской дворянской усадьбе XIX века” или “Смеховая культура древней Руси”. Социология культуры стремится выявить универсальные феномены культуры, или хотя бы такие, которые характерны для всех развитых обществ. Например, “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, “Культура и формы власти”. В прошлом социологи, подражая ученым-естественникам, стремились мыслить схематически и беспристрастно. Крайности голой эмпирии и отвлеченного теоретизирования завели научную социологию в тупик. Сегодня традиционные социологические ((равно как этнографические, исторические, политические сюжеты) наполняются “плотью и кровью” за счет “впитывания” конкретного культурного материала, философской рефлексии и оценочного дискурса. Таким образом, все поле социальных явлений приобретает единство за счет включения их в общечеловеческий контекст культуры, а культурология становится универсальным гуманитарным дискурсом. Социология культуры сливается с общей социологией, с одной стороны, и с исторической культурологией и феноменологией культуры - с другой. Отнесение исследований и текстов к какой-то одной из этих дисциплин становится все более затруднительным и определяется лишь большим или меньшим акцентом, делаемым на объективированном теоретизировании, этико-эстетическом восприятии, рефлексии, сравнительно- исторических параллелях или на погружении в контекст всемирной истории. Все же можно указать некоторые особенности феноменологии культуры: поиск в качестве предметов изучения не единичных, но и не универсальных, а типических феноменов; акцент на национальную и эпохальную специфику; осмысление массовых, широкомасштабных процессов через их личностное переживание; включение в итоговое описание разнообразных, в том числе противоречащих друг другу точек зрения; сознательный выбор определенного языка описания, который включает, или, напротив, исключает суждения метафизического, оценочного типа, выражает или не выражает личную позицию автора-исследователя. При формировании образовательных курсов, равно как и программ исследования по культурологии следует разграничивать теорию и феноменологию. Там, где строится теоретический курс, следует максимально полно, до деталей, проводить точку зрения избранной теории. (Мы избрали в нашей программе деятельностных подход). Но там, где мы входим в область феноменологии культуры, следует стремиться к саморазвертывающемуся, живому активному дискурсу, в котором “равновесие” между строгостью теории и широтой захватываемого материала будет определяться, прежде всего, научным вкусом, эрудицией, методологическими привычками автора и составителя программы. Нельзя не учитывать доминирующих тенденций развития науки: взаимное оплодотворение научных дисциплин, взаимопроникновение естественнонаучных и гуманитарных подходов, возрастание авторской свободы при построении теории предмета и выборе метода исследования. Успех культурологического дискурса (лекции, статьи, монографии) определяется, на наш взгляд, следующими моментами:
  • присутствием в выбранной теме “социальной остроты”, ее этико-политический и бытовой актуальностью;
  • возможностью иллюстрирования интересными историческим эпизодами и примерами из литературы;
  • разумным и пропорциональным сочетанием теоретико- методологического и описательно-феноменологического материала;
  • личным опытом, личным интересом преподавателя к теме, его склонностью запоминать относящиеся к ней факты;
  • учетом интересов аудитории;
  • новизной и вместе с тем обоснованностью применения данного метода именно к данной теме. Так, психоаналитический подход будет уместен при разработке тем: “Генезис фашизма”, “Советская идеология” (чему есть примеры), но он мало эффективен в таких, например, темах, как “Формирование культуры Петербурга” или “Глобализация культуры”;
  • максимально-широким, но вместе с тем, логически оправданным “захватом” материала, добытого разными науками (историей, литературоведением, семиотикой, кибернетикой, биологией и т.п.)
  • сочетанием объективного изложения с представлением фактов и умозаключений в форме мнений экспертов и участников событий. IV. ТЕМЫ СЕМИНАРОВ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. I. Философия культуры. 1. Культура, человек и природа. В чем отличие наук о природе от наук о культуре
  • Каковы сходства и различия между системой, законами, фактами, феноменами природы с одной стороны и культуры с другой
  • Каковы причины экологического кризиса
  • Существует ли “природа человека”, какова она
  • Каково “место” человека в природе и каким должно быть его отношение к ней
  • 2. Общество и культура. Как можно теоретически разграничить общество и культуру
  • Что значит “первичный социум”, в каких ситуациях он проявляет себя наиболее отчетливо
  • Какими способами культура может передаваться от одного общества к другому
  • Как культура транслируется во времени, передаваясь от поколения к поколению
  • Как меняется отношение общества и культуры в ходе истории
  • Какова должна быть роль культуры в современном обществе, в решение его наиболее острых проблем II. Теория культуры.
  • 1. Человеческая деятельность в культуре. Что такое деятельность
  • Каковы ее мотивы, цели, направления
  • Что такое “социокультурная деятельность” и как она соотносится с массовыми коммуникативными процессами
  • Каково соотношение объективных и субъективных факторов в человеческой деятельности
  • Чем обусловлено соотношение творческой, культуросозидающей и деструктивной деятельности в разных обществах и в разные эпохи
  • Сравните между собой причины, цели, культурные результаты и соотношение масштабов в различные эпохи таких видов деятельности как: хозяйственно-трудовая , военная, управленческая, интеллектуально-познавательная, игровая, воспитательно- образовательная, художественно-творческая. 2. Социокультурная система. Каковы цели и особенности современного системного подхода в науке
  • Как связаны между собой основные направления человеческой деятельности и основные функции культуры в социокультурной системе
  • Каким потребностям общества, индивида и социальных групп отвечают такие функции культуры как сигнификативная, нормативная, целостно-ориентированная, коммуникативная III. Социология культуры.
  • 1. Социология культуры в системе наук. Как соотносятся между собой такие научные дисциплины, как: социология, культурология, социология культуры, теория культуры, феноменология культуры
  • 2. Социология крестьянской жизни. Образ жизни и культура крестьянства. Национальные особенности крестьян. Народное искусство и мифология. Крестьяне в политической жизни, войнах и революциях. 3. Социология интеллигенции. Умственный труд как средство существования. Особенности интеллигенции как социальной группы в разных странах мира. Эволюция российской интеллигенции с середины XIX до конца ХХ века. Роль интеллигенции в политической, экономической и социальной жизни. 4. Социология воспитания, образования и просвещения. Человек как предмет воспитания. Семейная, школьная и общественная система воспитания. Виды и этапы образования (классическое, христианское, реальное, современное, культурологическое). Место и роль образования в культуре. Перспективы развития образования в XXI веке. 5. Этносоциология и социология наций. Этногенез как научная проблема. Этнос как основание культуры. Зарождение, расцвет и разложение этносов. Национальные меньшинства и маргинальные этнические группы. Национально-освободительные движения в эпоху национальных государств и в эпоху глобализации. IV. Персонология. 1. Культура и личность. Персонология как наука о личности. Ее особенности и проблемы. Соотношения понятий: индивид, личность, человек, гражданин. Был ли древний грек личностью
  • Условия и пути становления личности в эпоху Возрождения, в индустриальном мире, в индустриальном обществе XIX-XX в.в. и в современном мире. 2. Психолого-этические и экзистенциальные проблемы личности. Проблемы самореализации, поисков себя, выработки самоидентичности. Пути обретения смысла жизни и выработка жизненной стратегии. Понятие “экзистенции”. Свобода, ответственность, выбор, принятие “другого”. Вера, Надежда, Любовь как ценности жизни. “Роковые решения”. Удавшиеся и неудавшиеся жизни. Решение экзистенциальных проблем личностью на конкретных примерах мемуарной и биографической литературы. V. ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ ЛЕКЦИЙ, РЕФЕРАТОВ, ДИПЛОМНЫХ РАБОТ И КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ. Эпоха эллинизма в истории европейской культуры. Послушничество и ученичество в христианских монастырях в первые века нашей эры. Христианская перспектива в воспитании и образовании. Гуманизм европейского Возрождения и его влияние на мировую культуру. Этика, идеология и экзистенциальные проблемы участников двух мировых войн. Рыцарство и куртуазная любовь. Личность автора в классическом, модернистском и постмодернистском искусстве. Восточный деспотизм и европейский фашизм. Муки и радости творчества. Игра как феномен культуры. Любовь как феномен культуры. Дружба как феномен культуры. Этика и идеология британской империи. Французский салон эпохи Просвещения. Мир русской усадьбы. Освободительное движение интеллигенции в России второй половины XIX века: истоки, судьбы, результаты. Гражданская война и “белое движение” в России. Образ коммуниста-большевика в советской культуре сталинско-брежневской поры. Народ, власть и интеллигенция как проблема культуры. Утопия и “антиутопия” в европейской культуре. Толстовство и толстовские коммуны в России. “Новое религиозное сознание” в России 10-х-20-х г.г. ХХ в. “Первая волна” эмиграции в Париже (20-50 г.г. ХХ века). Практика и идеология разведывательных спецслужб в ХХ веке. “Богостроительство” и богоискательство в России начала века. Смеховая культура Древней Руси. Истоки и смысл русского коммунизма. Феномен провокации в революционном движении. (Дело Азефа). Студенческая жизнь в Англии: Оксфорд и Кембридж. Историческая роль, судьба и личность Сталина. Дворянская помещичья культура в России XIX века. Обычай кровной мести. “Эдипов комплекс” в учении Фрейда и его реальные социокультурные основы. Феномен нигилизма. Детство и детская культура в русской и европейской истории. Россия глазами англичан (письма, мемуары английских путешественников, дипломатов и разведчиков, побывавших в России). Масоны и их идеология. Исторический музей. Мировой терроризм в ХХ веке: истоки, социальные корни, идеология. Литературно-театральная богема Петербурга на рубеже столетий. VI. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ. Сегодня в практике о мало учитываются условия и принципы эффективного образовательного общения, не делается попыток сознательно формировать структуру учебной группы и стимулировать ее развитие как учебного коллектива. Один из методов, позволяющий продвинуться в этом направлении - коллективные проекты для обсуждения на семинарах; то, что раньше называлось “бригадным методом”. Он оправдан в культурологии еще и потому, что современная система образования страдает от неспособности включить в образовательный процесс огромный и с каждым годом возрастающий массив знаний, относящихся к каждой из тем. Разделение труда в науке и образовании выглядит в этой связи в высшей степени оправданным. Но нельзя не видеть многочисленных трудностей такого разделения, которое существенно отличается от разделения труда в производстве. В частности, оно должно быть добровольным, соответствовать интересам, эрудиции, вкусам каждого из участников проекта. Кроме того, эффективность творческого или образовательного содружества в большой степени определяется достигаемой при контакте степенью интимности, доверительности, личностного взаимопонимания, а эти элементы общения, в свою очередь, зависят от степени совместимости характеров и мировоззрений. Чтобы создать хороший учебный коллектив, необходимо регулярно устраивать семинары, конференции, диспуты, “круглые столы”, подбирать участников так, чтобы их “жанры”, способы мышления дополняли друг друга, избегать доминирования какой-то одной группы мнений. Бригадный метод предполагает единую тему для обсуждения, некоторые общие проблемы. Которые называются преподавателем, общий для всех круг литературы, но, при этом свободный выбор каждым членом бригады своего аспекта темы и значительную самостоятельность в поиске литературы, обосновании точки зрения. VII. БИБЛИОГРАФИЯ. Андреев Д.Л. Роза Мира: Метафилософия истории. - М., 1991. Арон. Основные направления социологической мысли. - М., 1993. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное слияние культур. - Л., 1967. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. - СПб., 1994. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. - 1969 - N9 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1995. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория и ее преемственности и изменения. - М., 1961. Белый А.Символизм как миропонимание. - М., 1994. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. - СПб., 1994. Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М.,1991. Бодрийяр Ж. Родословная вещей. - М., 1995. Бродель Ф. Структуры повседневности:возможное и невозможное. - Т. 1 - 2 М., 1986. Бромлей Ю.Н., Подольный Р.Г. Создано человеком. - М., 1984 Вебер М. - Избранное. Образ общества. - М., 1994. Гадамер Х.Г.Истина и метод. - М., 1988. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. - М., 1991.Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. Город и культура: Сб. науч. тр. / ЛГИК им. Н.К. Крупской. - Л., 1992. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. - М., 1979. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989. Гуревич П.С.Культурология. - М., 1995. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. Даниленко О.И. Культура общения - Л., 1989. Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. - М., 1994. Емельянов Ю.Н. Введение в культурную антропологию. - СПб.,1992. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - Т. 1 -2. - М., 1994. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. - СПб., 1996. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.,1993. История теоретической социологии Т. 1 - 4. Под ред. Ю.Н. Давыдова. - М., 1995-1998. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. Коган Л.Н. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. - Екатеринбург, 1994. Коган Л.Н. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. - М., 1984. Кон И.С. Дружба. - М., 1985. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. Культурология ХХ века: Антропология. - М., 1995. Лики культуры: Альманах - Т. 1. - М., 1995. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994. Маннхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983. Маркузе Г. Одномерный человек:исследование идеологии развитого индустриального общества. - М., 1994. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - М., 1996. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. - М.,1995. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - Т. 1 - 3. - М., 1993-1995. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973. Монсон П. Современная западная социология. - СПб., 1992. Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры. - Л., 1979. Налимов В.В. В поисках новых смыслов. - М.,1993. Овчинников Вс. Сакура и дуб. - Минск, 1989. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. - М., 1987.Паччеи А. Человеческие качества. - М., 1985. Петров Л.В. Массовая коммуникация и искусство. - Л., 1976. Петров Л.В. Мода. - Л., 1980. Петров М.К. Язык, знак, культура. - М., 1991.Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1979. Постмодернизм и культура: Сб. статей. - М., 1979. Рабинович В.С. Западная литература. История духовных исканий. - М., 1994. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. - Т.1 - 2. М., 1994. Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М., 1991. Современная западная социология: Словарь - М., 1990. Современная западная философия: Словарь - М., 1991.Соколов Э.В. Культура и личность. - Л., 1972. Соколов Э.В. Культурология. - М., 1994.Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. - Л., 1977. Сорокин П.А. Человек,общество, цивилизация. - М., 1993. Сумерки богов. - М., 1992. Тейлор Э. Первобытная культура. - М., 1989. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М., 1994. Тэрнер В. Символы и ритуалы. - М., 1983.Философия культуры.Становление, развитие / Под. ред. М.С. Кагана и др. - СПб. Изд-во СПбГУ, 1995. Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М., 1992. Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. - М., 1992. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. - СПб., 1994. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. - Т. 1 - 3. М., 1993-1995. Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. - М., 1992. Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., 1988. Шацкий Е. Утопия и традиция. Прогресс. - М., 1990. Швейцер А.Культура и этика. - М., 1973. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. Шпенглер О.Закат Европы. - М., 1993. Элиаде М. Космос и история. - М., 1987. Юнг. К.Г. Архетип и символ. - М., 1991. Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М., 1995.
  • программы отзывы ссылки архив

     Ч  назад

    главная
     Ъ 

    вперед Ш 

    Hosted by uCoz